Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе - Скачать бесплатно дипломные, курсовые работы, презентации и рефераты

Страница 1 из 11
Скачать бесплатно » Курсовые работы, рефераты » Муниципальное право » Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе (Доклад)
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления

Элементом системы местного самоуправления и формой непосредственной демократии рекомендательного характера является территориальное общественное самоуправление. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) территориальное общественное самоуправление - это форма самоорганизация граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление (далее – TOC) осуществляется на части территории муниципального образования: в подъезде многоквартирного дома, в доме, в группе жилых домов, в сельском населенном пункте и т. п. Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот, в свою очередь, председателю территориального общественного самоуправления микрорайона. Таким образом, создается разветвленная система по обслуживанию жилищного комплекса и благоустройству его территории. Границы территории территориального общественного самоуправления устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т. п.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) устанавливает полномочия органов территориального общественного самоуправления, в частности, они:
представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории (основной функцией субъекта территориального общественного самоуправления является представление и защита интересов жителей своей территории в органах местного самоуправления и в органах государственной власти);
обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом территориального общественного самоуправления, исполняются иными органами территориального общественного самоуправления, общее руководство при этом осуществляет председатель территориального общественного самоуправления);
могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. (Таким образом, на хозяйственную деятельность органов территориального общественного самоуправления накладываются некоторые ограничения. Так, органы территориального общественного самоуправления вправе: создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности жителей в товарах и услугах; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории территориального общественного самоуправления и коммунальному обслуживанию жителей, строительству, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры. Органы территориального общественного самоуправления вправе использовать земельные участки на территории территориального общественного самоуправления под строительство погребов и гаражей, создание детских и оздоровительных площадок, разбивку скверов, открытие стоянок автомобилей и площадок для выгула собак, а также для других общественно полезных целей);
вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. (Таким образом, особенностью статуса органов территориального общественного самоуправления (и их основным отличием от общественных объединений, к которым органы территориального общественного самоуправления иногда ошибочно относят) является право участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов правотворческой инициативы).

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления жителями: во-первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во-вторых, опосредованно – через формируемые органы территориального общественного самоуправления. Система территориального общественного самоуправления как совокупность организационных форм осуществления территориального общественного самоуправления обычно включает в себя следующие элементы: 1) формы прямого волеизъявления (общие собрания, конференции жителей, опросы населения и т. п.); 2) органы территориального общественного самоуправления (собрание как высший руководящий орган, комитет как исполнительный орган, председатель осуществляет общее руководство органами территориального общественного самоуправления, ревизионная комиссия как орган, контролирующий осуществление хозяйственной деятельности, и т. п.); 3) добровольные союзы органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться как на учредительных общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства, так и на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет, что общие собрания жителей правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание жителей. Делегаты конференции жителей избираются по норме, установленной главой местной администрации по предложению инициативной группы. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней принимают участие не менее 1/3 избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Для ведения общих собраний, конференций жителей избирается председатель и секретарь. Решения общих собраний и конференций жителей принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом. Решения собраний, конференций территориального общественного самоуправления в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций территориального общественного самоуправления, относя к ним следующие вопросы:
установление структуры органов территориального общественного самоуправления (на общем собрании жителей определяются виды избираемых органов территориального общественного самоуправления, как правило, это председатель, осуществляющий общее руководство, исполнительно-распорядительный и контрольно-ревизионный органы территориального общественного самоуправления, на собрании также определяется количество работников органов территориального общественного самоуправления);
принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений (устав, как нормативно-учредительный акт территориального общественного самоуправления, может быть принят только на общем собрании, конференции жителей);
избрание органов территориального общественного самоуправления (именно на общих собраниях, конференциях жителями избираются председатель территориального общественного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления);
определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления (на собраниях, конференциях жители определяют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как правило, это вопросы благоустройства территории территориального общественного самоуправления, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных социально-бытовых потребностей граждан);
утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении (в данном случае под сметой следует понимать финансово-плановый акт субъекта территориального общественного самоуправления, определяющий целевое назначение выделенных ресурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как правило, один год) с разбивкой по кварталам);
рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления (председатель и органы территориального общественного самоуправления отчитываются об итогах деятельности перед жителями своей территории, таким образом, осуществляется общественный контроль за деятельностью субъекта территориального общественного самоуправления).

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) TOC регистрируется в организационно-правовой форме некоммерческой организацией.

Органы территориального общественного самоуправления обязаны иметь устав территориального общественного самоуправления. Требования к уставу территориального общественного самоуправления определены в Законе о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27). Так, в уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются: 1) территория осуществления территориального общественного самоуправления (уставы территориального общественного самоуправления содержат подробное описание границ своей территории с указанием улиц, номеров дворов, описанием природно-географического ландшафта и т. п.); 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления (данные статьи встречаются практически во всех уставах территориального общественного самоуправления); 4) порядок принятия решений (решения, затрагивающие интересы жителей принимаются на сходах, конференциях территориального общественного самоуправления); 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения осуществления TOC (уставы территориального общественного самоуправления, как правило, содержат перечень прав и обязанностей ликвидационной комиссии, которая создается для ликвидации территориального общественного самоуправления).

Согласно ст. 27 Закона о местном самоуправлении 2003 г. дополнительные требования к уставу TOC органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Законами субъектов РФ закрепляется порядок создания и распоряжения финансовыми ресурсами органов территориального общественного самоуправления. Как правило, финансовые средства органов территориального общественного самоуправления формируются за счет следующих источников: 1) собственных финансов; 2) заемных средств; 3) средств, передаваемых им органами местного самоуправления.

Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от хозяйственной деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений. Заемные средства включают в себя не только ссуды и кредиты банков, но и гранты. И наконец, органы местного самоуправления передают органам территориального общественного самоуправления финансовые средства на осуществление конкретных мероприятий, планов, программ, а также с передачей отдельных своих полномочий.

Территориальное общественное самоуправление по своей сути – наиболее подвижная и оперативная форма самоорганизации граждан в силу следующих причин:
территориальное общественное самоуправление максимально приближено к жителям;
возможности территориального общественного самоуправления гораздо шире, чем у других самоуправленческих систем;
численность населения, с которым работают органы территориального общественного самоуправления, несоизмеримо меньше, чем в муниципальном образовании, поэтому появляется возможность работать с конкретными людьми, используя индивидуальный подход.

Реализация Закона о местном самоуправлении 2003 г. позволит территориальному общественному самоуправлению в перспективе стать не только оптимальной формой самоорганизации граждан по месту их жительства, но и будет способствовать вовлечению жителей в управленческий процесс.

Скачать бесплатно » Курсовые работы, рефераты » Муниципальное право » Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе (Доклад)
Страница 1 из 11
Поиск: