Положение лиц, отбывших наказание, оказание помощи, контроль - Скачать бесплатно дипломные, курсовые работы, презентации и рефераты

Страница 1 из 11
Скачать бесплатно » Курсовые работы, рефераты » Уголовное право РФ » Положение лиц, отбывших наказание, оказание помощи, контроль (Доклад)
Положение лиц, отбывших наказание, оказание помощи, контроль
Скачать файлы
Правовое положение лиц, отбывших наказание, оказание им помощи и контроль за освобожденными

Сущность института судимости и его уголовно-правовые последствия определяются уголовным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ состояние судимости возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости. Лицо считается судимым как в период отбывания наказания, так и в течение определенного срока после отбывания наказания. Юридическое значение судимости заключается в том что она выступает основанием применения некоторых пра¬воограничений, предусмотренных федеральными законами.

Такие правоограничения подразделяют на две группы:
- уголовно-правовые
- общеправовые.
Судимость также учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

Общеправовыми последствиями называют правоограничения в отношении лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость. Они имеют ярко выраженную профилактическую направленность. Такие ограничения установлены при принятии на службу в органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, в качестве судей, прокуроров и иных категорий работников. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об оружии» запрещается выдавать лицензии на приобретение оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. В других сферах деятельности правовой статус лиц, отбывших наказание, не отличается от правового положения остальных граждан.

И если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина зависит от поведения самого лица, то для вос¬становления социально-экономического положения ему необходима помощь, а также контроль. В особенности это касается бытового и трудового устройства освобождаемых.

Опыт показал, что отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Поэтому на администрацию Исправительного Учреждения закон возлагает обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Практика накопила богатый опыт организации работы по подготовке осужденных к освобождению (организация разнообразных школ, проведение специальных занятий, циклов лекций, бесед и т.п.).

Проблемам трудового устройства лиц, отбывших наказание, уделяется внимание и в ходе исполнения наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы мест¬ного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Особые проблемы с трудовым и бытовым устройством возникают у лиц престарелого возраста, утративших не только трудоспособность, но и все социально полезные связи. Закон установил, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные пенсионного возраста, по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в специальные дома инвалидов и престарелых.

Бытовое устройство освобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенно сложным вопросом. Многие осужденные утратили право на жилье в связи с ранее действовавшей нормой о потере права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы. Наличие у освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там на регистрацию и отмена ограничений в ней служат основанием для возвращения его для проживания по прежнему месту жительства.

В целях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья.

Специфика правового положения лиц, освобожденных от отбывания наказания заключается и в том, что определенное время они находятся под контролем как со стороны органов госу¬дарства, так и общественности. В юридической литературе такой контроль именуют «криминологическим», «профилактическим»и т.д. Его сущность в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, доведении до компетентных органов сведений о недостойном поведении лица, оказании ему посильной помощи и т.д.

Административный надзор
В отношении освобожденных, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны, может применяться административный надзор:
- в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц, которые были ранее осуждены за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;
- за тяжкие преступления 2 или более раз к лишению свободы за особые умышленные преступления либо ранее освобождавшиеся из мест лишения свободы условно-досрочно и вновь совершившие умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

В рамках осуществления администра¬тивного надзора к освобожденным могут применяться следующие ограничения:
а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;
б) запрещение выезда за пределы района (города);
в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);
г) обязательная явка в милицию для регистрации от одного до 4 раз в месяц.

Ограничения могут быть применены в полном объеме или частично. Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от 6 месяцев до 1 года. Он может быть продлен каждый раз до 6 месяцев, но не свыше сроков судимости. Существует возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту. За уклонение от выполнения правил надзора гражданин может быть привлечен к административной ответственности.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регулирует порядок выбытия осужденного из учреждения или органа, исполняющего наказание, и проезда до выбранного им места жительства.

В соответствии со ст. 181 УИК РФ освобождаемым осужденным в целях способствования им в адаптации к условиям жизни общества, в особенности при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики правонарушений им оказывается материальная помощь в разных формах:
- освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания
- деньгами на проезд по установленным нормам.
Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием.

При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций.

При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государ¬ства.

Таким образом, из всего выше сказанного можно заключить, что законодательство Российской Федерации регулирует правовой статус лиц, отбывших наказание, оказывая им помощь в адаптации, трудоустройстве и налаживании бытовых условий и осуществляя контроль за их дальнейшей жизнью, ограничивая при этом их в некоторых действиях. Можно предположить, что данные меры могут иметь профилактическую направленность, сокращая преступность и количество рецидивов.

Скачать бесплатно » Курсовые работы, рефераты » Уголовное право РФ » Положение лиц, отбывших наказание, оказание помощи, контроль (Доклад)
Страница 1 из 11
Поиск: